методические рекомендации проекта 500 плюс

Адресная методическая помощь («500+»)

Методические рекомендации
по содержательному ведению ИС МЭДК
проекта «500+»

1

Адресная методическая помощь («500+»)

Введение
Одним из ключевых этапов реализации проекта оказания адресной методической
помощи «500+» является разработка программ противодействия рискам снижения
образовательных результатов и формирование электронных дорожных карт по реализации
необходимых мер для каждой школы, участвующей в проекте.
В целях оказания методической поддержки участникам проекта «500+» при
разработке концептуальных документов, обеспечения единообразия реализуемых подходов,
а также формирования системы критериев для оценки документов, предоставляемых
школами для оценки, разработаны «Методические рекомендации по ведению ИС МЭДК
проекта «500+».
Методические рекомендации содержат описание подходов к разработке концепции
развития образовательной организации, среднесрочной программы развития ОО, программы
антирисковых мер.

Управленческий цикл в ИС МЭДК
Система мониторинга электронных дорожных карт (ИС МЭДК) призвана
способствовать внедрению управления на основе данных в каждой конкретной школе,
участвующей в проекте. В свою очередь, управление на основе данных опирается на
достоверные сведения и последовательно реализуемые элементы управленческого цикла (на
рисунке ниже).
Цели

Анализ
эффективности
принятых мер

Показатели,
методы сбора
информации

Меры,
управленческие
решения

Мониторинг
показателей

Анализ, адресные
рекомендации

Элементы можно классифицировать по трем группам: концептуальные,
процессуальные и непосредственно управленческие. Группы взаимосвязаны, стрелка
указывает на последовательность действий, которые должны быть выполнены. При этом с
точки зрения управленческого цикла пропуск любого элемента может приводить к
существенному снижению эффективности всей управленческой работы.
Концептуальный блок включает в себя документы, разрабатывающиеся на основе
данных анализа внешних и внутренних условий работы, текущего состояния развития
организации, с учетом анализа и подтверждения рисковых профилей образовательной
организации. В концептуальных документах фиксируются цель и задачи развития
образовательной организации на определенный период, указываются показатели, на
2

Адресная методическая помощь («500+»)

основании которых будут делаться выводы о результативности деятельности
образовательной организации. К концептуальным документам относятся концепция развития
образовательной организации и среднесрочная программа развития ОО.
Процессуальный блок включает проведение мониторинга содержательной части и
показателей концептуальных документов, анализ результатов мониторинга и разработку
адресных рекомендаций по результатам анализа. По результатам мониторинга производится
корректировка концептуальных документов для дальнейшего перехода к работе с
документами управленческого блока.
К документам управленческого блока относятся программы антирисковых мер
(антирисковые программы), включающие конкретные меры и/или мероприятия по
достижению поставленных целей, а также нормативно-распорядительные документы
(нормативные акты, договоры, обзоры, заключения, протоколы и др.), которыми школа
подтверждает и закрепляет реализацию тех или иных выбранных мер.

Концепция
развития
Анализ
эффективности
принятых мер

Среднесрочная
программа
развития

Антирисковые
программы

Мониторинг 1 и 2
Концепция, Ср.
программа
(корректировка)

В рамках «500+» школы, участвующие в проекте, должны определить цель и задачи,
которые будут реализованы как непосредственно в активную стадию проекта (1 год), так и за
его пределами (на протяжении 2-3 лет).

Ход проекта и размещаемые документы
Для работы на первом этапе каждая школа, участвующая в проекте, получает свой
рисковый профиль. Рисковый профиль – это результат независимой диагностики различных
факторов риска учебной неуспешности, присущих конкретной школе, который дает
возможность оценить работоспособность внутришкольных систем управления, таких как
ВСОКО, система профессионального развития педагогов, система дополнительного
образования и т.д. Использование рискового профиля предполагает, что школа обладает
достаточным количеством сведений для подтверждения или неподтверждения риска, при
этом дополнительно описание каждого риска следует брать из Методики адресной помощи.
3

Адресная методическая помощь («500+»)

Подтвержденные (совместно с куратором) риски становятся направлениями работы школы:
по каждому направлению формируется цель, разрабатываются показатели ее достижения,
предлагаются меры.
Название

Срок реализации, краткая Основное
характеристика
документе

Концепция развития

2-3
года,
перспективное
(стратегическое)
планирование,
системный
документ
перехода
к
позитивным изменениям

Среднесрочная
развития

программа 1
год,
планирование

в

Ключевые
направления
деятельности школы на весь
срок проекта, исходя из
текущего состояния

тактическое «План действий»: цель и
задачи развития школы на
ближайшее время, описание
условий
и
мер
по
достижению
наступления
позитивных изменений

(Антирисковая) Программа 1
год,
оперативное
(по
активированным планирование, детализация
направлениям риска)
мер
по
конкретному
выбранному
и
утвержденному риску

Мониторинг (1 и 2 этап)

внимание

Описание по каждому риску
цели,
задач,
ресурсов,
показателей,
мероприятий,
которые будут использованы
в работе для достижения
наступления
позитивных
изменений

В
течение
1
года, Объективные свидетельства,
документальное
характеризующие
подтверждение
работы исполнение
поставленных
школы
с
выбранными задач,
движение
к
поставленной
цели,
рисками
соответствующее описанным
в программе, конкретным
показателям

Рекомендации по разработке концепции развития образовательной
организации
Концепция развития – это документ, содержащий общее системное представление о
путях перехода от текущего положения ОО к желаемому. Он определяет ключевые
направления деятельности, которые включают выявление путей и технологий достижения
поставленной цели и задач с выделением главных факторов их достижения, то есть таких
внутришкольных механизмов управления, которые позволят добиться позитивных
изменений в запланированные сроки.
Все внутренние процессы в ходе работы проекта «500+» должны ориентироваться на
цель и задачи концепции, а не на решение текущих задач. Для реализации концепции
4

Адресная методическая помощь («500+»)

выделяются определенные этапы развития, она должна быть ориентирована на повышение
эффективности использования существующего потенциала.
К разработке концепции чрезвычайно важно подключать коллектив школы, так чтобы
цель и задачи, которые школа ставит перед собой, были бы понятны школьной команде.
КОНЦЕПЦИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
Титульный лист
Содержит название документа, регион и наименование образовательной организации,
дату согласования руководителем, ФИО и подпись руководителя, печать учреждения.
Содержание концепции с указанием страниц разделов
Основные разделы:
1. Введение
Общее описание организации:
✓ название и организационно-правовая форма учреждения, нормативная база, на
основании которой осуществляется деятельность образовательной организации;
✓ миссия школы;
✓ приоритетная цель ОО (соответствие цели деятельности ОО муниципальным,
региональным, федеральным целям)
2. Общее описание и анализ текущего состояния ОО
Описание ОО:
✓ основные виды деятельности школы, кадровое обеспечение учебного процесса,
контингент обучающихся, образовательные результаты, материально-технические
условия и пр.;
✓ выявленные риски в деятельности ОО в соответствии с рисковым профилем
образовательной организации и методы сбора информации, позволившие
подтвердить полностью или частично рисковый профиль школы
3. Цель и задачи развития образовательной организации
Образовательная организация:
✓ формулирует цель и задачи стратегического развития на запланированный срок,
опираясь на результаты анализа рискового профиля и выделенных ключевых
проблем;
✓ формулирует цель, задачи, ожидаемые результаты на весь запланированный срок
по каждому рисковому направлению, выбранному для работы.
Данный раздел должен четко отвечать на вопросы: «Какие конкретные изменения
произойдут?», «Для чего изменения произойдут?», «Кто вовлечен в изменения и должен
знать о них?» и «Какие ресурсы необходимы для проведения изменений?» в рамках проекта.

5

Адресная методическая помощь («500+»)

4. Меры и мероприятия по достижению цели развития
В данном разделе приводится краткое описание направлений мер и/или мероприятий
по достижению поставленной цели и задач развития школы. Данный раздел должен четко
отвечать на вопрос: «Каким образом (благодаря чему/за счет каких действий) произойдут
планируемые изменения или действия?»
5. Лица, ответственные за достижение результатов
Ответственным за реализацию концепции является директор. Однако для достижения
цели по каждой поставленной задаче в концепции развития необходимо определить
ответственных лиц и персонал, который должен быть информирован о действиях по
изменениям в организации. Данный раздел должен четко отвечать на вопрос: «Кто будет
проводить указанные изменения?»

Рекомендации по разработке среднесрочной программы развития
образовательной организации
Среднесрочная программа развития разрабатывается на основе концепции развития –
основного стратегического документа проекта «500+». Среднесрочная программа является
тактическим документом школы и должна содержать конкретные индикаторы выбранных
мер по наступлению позитивных изменений. Среднесрочная программа развития выполняет
функцию общего «плана-графика» ОО на заданный период: содержит перечень задач в
привязке к срокам реализации.
СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
Титульный лист
Содержит название документа, регион и наименование образовательной организации,
дату согласования руководителем, ФИО и подпись руководителя, печать учреждения.
Содержание программы с указанием страниц разделов
Основные разделы:
1. Цель и задачи программы
Цель программы формирует осознанный образ предвосхищаемого результата. При
постановке цели важно учесть все правила ее описания. В первую очередь цель должна быть
конкретная и понятная всем участникам процесса. Кроме того, цель должна быть измеримая,
что означает наличие имеющихся или потенциально существующих способов или средств ее
измерения (диагностические мониторинги, опросы и аналитика и т.п.). Также цель должна
быть достижимая и иметь четкие сроки исполнения.
Цель программы не должна входить в противоречие с основной стратегической
целью ОО, указанной в концепции школы.
Для того чтобы дифференцировать цель и задачи, необходимо помнить, что цель,
являясь результатом, отвечает на вопрос: «Что необходимо получить в итоге?», а задача,
являясь составляющей процесса, отвечает на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы достичь
цели?» Задача носит практический характер и ставится на ближайшую перспективу.
Задачи должны быть описаны в рамках поставленной цели, в хронологической
последовательности и возможности их осуществления в установленные сроки реализации.

6

Адресная методическая помощь («500+»)

Описание задач в рамках заданной цели поможет управленческой команде
образовательной организации детально составить календарный план-график и определить
ответственных за каждое событие и направление деятельности.
2. Целевые индикаторы и показатели программы
Показатели для оценки прогресса мер по достижению позитивных изменений
образовательная организация выбирает самостоятельно в рамках своей программы выхода из
кризисной ситуации. Показатели могут быть как качественными, так и количественными, но
они обязательно должны соответствовать цели, подтверждать поставленные задачи и не
иметь негативных последствий для участников образовательного процесса.
3. Сроки и этапы реализации программы
В данном разделе следует указать срок выполнения среднесрочной программы,
количество этапов реализации программы, а также сроки реализации этих этапов.
4. Основные мероприятия программы/перечень подпрограмм c основными
мероприятиями
В случае если в образовательной организации выявлено и подтверждено несколько
рисков, то в данном разделе следует создать перечень подпрограмм в соответствии с каждым
рисковым направлением, кратко перечислить для каждой подпрограммы ее цель и задачи,
показатели, перечень мер и/или мероприятий.
5. Ожидаемые конечные результаты реализации программы
В данном разделе следует кратко описать в соответствии с целью ожидаемые
конечные результаты реализации программы по каждой поставленной задаче. Конечные
результаты желательно представить в виде изменений, отражающих эффект и позволяющих
однозначно оценить результат реализации программы, а также ее динамику через
количественные и качественные показатели.
6. Исполнители и порядок управления реализацией программы
Необходимо указать лицо, ответственное за исполнение программы, а также
перечислить участников образовательного процесса, которые будут принимать участие в
реализации программы (коллектив школы, совет родителей (законных представителей),
обучающиеся и пр.).
Нужно указать, каким образом будет осуществляться корректировка программы
развития, а также кто осуществляет управление реализацией программы.
Приложение к п. 4 «Основные мероприятия программы/перечень подпрограмм c
основными мероприятиями»
План-график среднесрочной программы составляется в виде приложения ко всей
программе, описывает общие задачи ОО на год с учетом каждого рискового направления.

7

Адресная методическая помощь («500+»)

Направление в
соответствии с
риском

Задачи

Меры

Сроки
реализации

Показатели
реализации

Ответственные

Низкий
уровень
оснащения
школы*

Обеспечить
функционирование
учебных
помещений
в
соответствии с
ФГОС

Провести
плановую
инвентаризацию
и
утвердить
план закупок на
2022/2023 уч. год
Приобрести
компьютеры с
мониторами в
кабинет
информатики

I квартал
2022 г.

Составлен
акт
инвентаризац
ии
и
утвержден
план закупок
Компьютеры
приобретены

Директор ОО,
заместитель
директора,
экономист

II квартал
2022 г.

Директор ОО,
заместитель
директора,
экономист

* Пример
Механизм реализации программы
Руководителем программы является руководитель ОО, который несет персональную
ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное
использование выделяемых на выполнение программы финансовых средств (финансовый
раздел программы опционален для участников проекта), а также определяет формы и методы
управления реализацией программы.
В ходе выполнения программы допускается уточнение целевых показателей и
расходов на реализацию программы, совершенствование механизма реализации программы.
Решение задач программы обеспечивается путем реализации системы
соответствующих мероприятий и комплексных проектов/подпрограмм – антирисковых
программ по соответствующим направлениям риска, активированным школой.

Рекомендации по разработке программы антирисковых мер
Направления, выбранные школой для работы, включают в себя составленную ОО
программу по каждому выбранному риску и два мониторинга наступления позитивных
изменений (Этап 1, Этап 2).
К мониторингу наступления позитивных изменений относится сбор нормативнораспорядительных документов (нормативные акты, договоры, обзоры, заключения,
протоколы и др.), которыми школа подтверждает и закрепляет реализацию тех или иных
выбранных мер и/или мероприятий, зафиксированных в программе антирисковых мер.

8

Адресная методическая помощь («500+»)

Программа антирисковых мер – это операционный документ, содержащий
конкретные задачи и мероприятия, которые должны быть согласованы с целями, указанными
в концепции развития школы, среднесрочной программе развития, а также показателями,
описанными в среднесрочной программе развития и ее подпрограммах.
Антирисковая программа по каждому выбранному риску включает в себя:
1. Наименование программы антирисковых мер (в соответствии с рисковым
профилем ОО).
2. Цель и задачи реализации программы по работе с конкретным рисковым
направлением.
3. Целевые показатели (индикаторы достижения цели).
4. Сроки и этапы реализации программы антирисковых мер.
5. Меры/мероприятия по достижению цели и задач.
6. Ожидаемые конечные результаты реализации программы антирисковых мер.
7. Исполнители.
8. Приложение. Дорожная карта реализации программы антирисковых мер.
Перечень мероприятий представлен в дорожной карте.
Задача
Обеспечить
функционирован
ие
учебных
помещений
в
соответствии с
ФГОС*

Мероприятие

Дата
реализации

Показатели

Провести
плановую
инвентаризацию

Февраль 2022 г.

Составлен
акт
инвентаризации

Директор
заместитель
директора

ОО,

Составить
и
утвердить план
закупок на 20222023 уч. год

Март 2022 г.

План
составлен
утвержден

Директор
заместитель
директора

ОО,

Приобрести
компьютеры

Август 2022 г.

Компьютеры
приобретены

Директор
заместитель

ОО,

с

закупок
и

Ответственные

9

Адресная методическая помощь («500+»)

мониторами
кабинет
информатики

в

директора

* Пример

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».