МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЕХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Утверждаю: Приказ № ___ ________________________ Директор школы: _______С.В. Скоморохова Учебный план на 2023 – 2024 учебный год ОРЕХОВО 2023 г. Пояснительная записка к учебному плану МБОУ Ореховской СОШ по реализации основной общеобразовательной программы начального, основного и среднего общего образования Учебный план МБОУ Ореховская СОШ устанавливает перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по уровням общего образования в течение учебного года. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», учебный план является неотъемлемой частью основной образовательной программы общего образования, требования к его наполнению закреплены в соответствующем ФГОС (ГОС). Учебный план создает оптимальные условия для развития каждого учащегося, так как строится исходя из модели «адаптивная школа», учитывает возрастные особенности, индивидуальные потребности, склонности и интересы ребенка, его семьи. Образовательное учреждение самостоятельно в разработке и утверждении своего учебного плана (п.6 ст.32 Закона «Об образовании в РФ»). Учебный план входит в организационный раздел основной образовательной программы, обеспечивает реализацию требований ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план обеспечивает реализацию предметного содержания основной образовательной программы, создает основу для расписания занятий, устанавливает количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. Учебный план МБОУ Ореховская СОШ Первомайского района призван обеспечить реализацию целей и задач образования, которые определены действующим Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», направлен на осуществление региональной образовательной политики, способствующей формированию и сохранению единого образовательного пространства, и на реализацию национально- регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. МБОУ Ореховская средняя общеобразовательная школа Первомайского района реализует следующие образовательные программы: программа дошкольного образования; программа начального общего образования (нормативный срок освоения 4 года, до 6 лет – для детей с ОВЗ); программа основного общего образования (нормативный срок освоения 5 лет, до 6 лет – для детей с ОВЗ); программа среднего общего образования (нормативный срок освоения 2 года). Общая характеристика учебного плана. Нормативной, правовой основой учебного плана являются: 1. Конституция РФ; 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 18.07.2022 N 569, от 08.11.2022 № 955). 4. Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» 5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 18.07.2022 N 568, от 08.11.2022 N 955). 6. Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» 7. Приказ Минпросвещения России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. Приказа Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732) 8. Приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования. 9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 10. Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 11. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 12. Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 13. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность». 14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09- 3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»; 15. Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 17.06.2022г № 03-871 об организации занятий «Разговоры о важном» 16. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.12.2017 № 061793 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации прохождения обучающимися профессионального обучения одновременно с получением среднего общего образования, в том числе, с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций»); 17. Письмо Министерства просвещения РФ от 13.06.2019 № ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому»; 18. Письмо Министерства просвещения РФ от 17.03.2020 № ДТ-41/06 «Об организации обучения в дистанционной форме»; 19. Устав МБОУ Ореховская СОШ; 20. Федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Для детей ОВЗ Федеральные документы: 1. Конвенция о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106); 2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273- Ф3 от 29.12.2012 г. 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”; 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями)». 8. постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; 9. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год; 10. Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» от 04.10.2010 № 986; 11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638; 12. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; 13. Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; 14. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2014 № 177 «Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности»; 15. Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 16. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082). 17. Адаптированная ООП НОО обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2); 18. - Адаптированная ООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями Вариант 1) Учебный план приведен в соответствие с федеральным учебным планом федеральной образовательной программы: Начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 №992 основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 993. среднего общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 23.11.2022 № 1014. В основу учебного плана начального общего и основного общего образования положен вариант федерального учебного плана № 1 для пятидневной учебной недели, в которых обучение ведется на русском языке. В основу учебного плана среднего общего образования положен вариант федерального учебного плана универсального профиля для 6 дневной учебной недели. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, разрабатывается с учетом федеральной основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Учебный план определяет систему средств для развития личности сельского школьника, его успешной профессиональной ориентации и социализации, укрепления физического и психического здоровья, сохранения и поддержки индивидуальности, коррекции знаний, умений навыков в процессе овладения базовыми дисциплинами, при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Учебный план начального общего образования (далее - учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта), определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план для I - IV классов устанавливает 4-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на два года. Режим работы осуществляется по пятидневной учебной неделе в соответствии с СанПиН 2.4.22821-10 (в 1-х классах допускается только пятидневная учебная неделя). Особенности обучения в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - учебные занятия только в первую смену; - использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь-май - по 4 урока в день по 40 минут каждый); рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; - обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий; - дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Для I - IV классов – 5-дневная учебная неделя. В соответствии с п. 10.9, СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12. 2010 г. продолжительность урока для 2- 4-х классов 45 минут. Для детей с ограниченными возможностями здоровья – 40 минут. Продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели, II - IV классы - 34 учебные недели. Учебный план состоит из двух частей: из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Состав обязательной части учебного плана определяется в соответствии с ФГОС НОО и с учетом федеральной основной общеобразовательной программы начального общего образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений распределена на увеличение учебных часов предмета «Физическая культура», что является необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни. Учебный план реализуется через комплект «Школа России». Принципы построения УМК «Школа России» обеспечивают решение приоритетных задач образовательной программы начальной ступени: личностно-ориентированный и деятельностный характер образования. Промежуточная аттестация проводится по всем предметам учебного плана в 1- 4 классах в соответствии п. 10 ч. З ст. 28, ч. 2 ст. 30 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ с по 4 класс. Промежуточная аттестация проводится начиная с 1 класса для обучающихся осваивающих основную образовательную программу во всех формах обучения, а также обучающихся, осваивающих образовательные программы по индивидуальным учебным планам, и регулируется «Положением о системе текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ореховская средняя общеобразовательная школа Первомайского района» от 29.10.2013 г. № 82/3. Промежуточная аттестация проводиться в следующих формах: контрольная работа, тест, контрольное списывание, диктант с грамматическим заданием, техника чтения. Промежуточная аттестация проводится в 1- 4 классах по окончании учебного года. Сроки промежуточной аттестации указываются в календарном учебном графике и учитываются при составлении расписания (п. 19.10.1 ФГОС НОО). Формы промежуточной аттестации отражаются в учебном плане основной образовательной программы МБОУ Ореховской СОШ. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти. Обучающиеся с ОВЗ имеют право на особые формы проведения промежуточной аттестации (п. 2.9.9 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ). Возможность использования особых форм промежуточной аттестации следует также из требования гибкой смены образовательного маршрута при получении начального общего образования обучающимися с ОВЗ (п. 1.10 ФГОС НОО для обучающихся с ОШ). Формы промежуточной аттестации Формы Периоды освоения ООП НОО промежуточ ной аттестации 1 класс 2 класс 3 класс Русский язык (диктант с грамматическим заданием, контрольное списывание) Литературное чтение (техника чтения) Иностранный язык (немецкий) (контрольная работа) Математика (контрольная работа) Окружающий мир (тематический тест) ОРКСЭ (основы светской этики) (контрольный тест) Музыка (контрольный тест) ИЗО (проверочный тест) П риме чани я 4 клас с + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + контрольн ое списывани е для учащихся с ОВЗ Технология (проверочный тест) Физическая культура + + + + + + + + Курс «Основы религиозных культур и светской этики» по выбору родителей учащихся представлен модулем «Основы светской этики» и направлен на развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России. В целях оптимизации и подушевого финансирования работа в начальных классах построена на частично разновозрастной модели. Совмещаются следующие предметы: Музыка 1, 2 классы – 1 час и 3, 4 классы - 1 час; ИЗО 1, 2 классы – 1 час и 3,4 классы - 1 час; Технология 1, 2 классы - 1 час и 3, 4 классы - 1 час; Физическая культура 1- 4 класс 2 саса Всего совмещенных уроков – 8 Учебный предмет «физическая культура» в 2-4 классе 2 часа + 1 час за счет внеурочной деятельности («Цветок здоровья») В 1 классе 2 часа + 1 час курсы «Подвижные игры» Учебный план начального общего образования (недельный) Предметные области Предметы Классы/количество часов в неделю 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс (5 чел.) (7 ч.) (6 чел.) (7 чел.) Всего 25 Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение Иностранный язык (немецкий) 4 4 4 4 16 2 2 2 6 Математика 4 4 4 4 16 Окружающий мир 2 2 2 2 8 - - - 1 1 Основы религиозных культур и светской этики Изобразитель ное искусство Музыка Технология Физическая культура Итого - 20 1 1 4(2) 1 1 2 1 1 2 4(2) 4(2) 8(4) 22 22 23 87 (77) Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений курсы: 1 1 1 0 Модуль. Подвижные игры 1 1 Финансовая грамотность Предельно допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе К оплате 1 21 1 23 23 2 90 23 80 Для обучающихся с ОВЗ в МБОУ Ореховской СОШ разработана Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АОП НОО) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ и с учётом Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся ЗПР вариант 7.2 и УО (В1). Коррекционно – развивающие занятия с обучающимися ОВЗ проводятся во внеурочное время педагогом – психологом. В 3 и 4 классе по одному учащемуся, занимаются по заключению ТПМПК, по АОП (ЗПР, вариант 7.2) и 1 обучающийся в 4 классе по заключению ТПМПК, по АОП (УО Вариант 1) Индивидуальный план обучающихся 1-4 классов по ФГОС НОО ОВЗ (ЗПР вариант 7.2) Предметные области Предметы Обязательная часть Русский язык и Русский язык литературное Литературное чтение чтение Иностранный язык Иностранный язык (немецкий) Математика и Математика информатика Обществознание и Окружающий мир естествознание (Окружающий мир) Основы Основы религиозных религиозных культур и светской культур и светской этики этики Искусство Изобразительное искусство Классы/количество часов в неделю Всего 1 класс 2 класс 3 класс (1 чел.) 4 класс (1 чел.) 5 4 5 4 5 4 5 4 20 16 - 2 2 2 6 4 4 4 4 8 2 2 2 2 8 - - 1 1 2 (чел.) - 1 1 4 Музыка Технология Физическая культура Технология Физическая культура Итого: Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Модуль. Подвижные игры. Финансовая грамотность Предельно допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе Коррекционно – развивающая область Психо-коррекционные занятия Логопедические занятия Ритмика Внеурочная деятельность 1 1 2 1 1 2 22 4 4 8 22 23 90 2 1 1 23 Разговоры о важном 1 2 1 23 23 5 5 1 1 1 1.5 1 1 1 4 1 23 10 2 2 2 5,5 1 2 Финансовая грамотность 1 1 Цветок здоровья 1 1 Математика 0, 5 Информатика 0,5 0,5 Итого к оплате: Индивидуальный план обучающихся 1-4 классов по ФГОС НОО ОВЗ (УО Вариант 1) Предметные области Классы Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1.Русский язык практика 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика 2. Математика 2.1.Математика 3. Естествознание 3.1.Мир природы и человека 4. Искусство 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство 5. Физическая 5.1. Физическая культура культура 6. Технологии Итого 6.1. Ручной труд Количество часов в неделю I II III IV Всего (0 чел.) (0 чел.) (0 чел.) (1чел) 1 3 3 2 3 2 3 4 2 4 1 3 4 2 4 1 3 4 2 4 1 3 4 2 4 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 3 3 3 3 2 21 1 20 1 20 1 20 1 20 Часть, формируемая образовательных отношений Мир природы и человека Изобразительное искусство Ручной труд участниками - Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): Внеурочная деятельность 21 Всего к финансированию 31 3 23 33 3 23 22 3 3 1 1 1 1 1 1 23 23 3 3 2,5 2 33 0 ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Учебный план основной образовательной программы основного общего образования (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС ООО, определяет общий и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Учебный план для 5 - 9 классов устанавливает 5 – летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года 34 учебных недели (с учетом экзаменационного периода). Продолжительность урока – 45 минут. В школе установлена для 5 – 9 классов пятидневная учебная неделя. Промежуточная аттестация проводится начиная с 5 - 9 класс для обучающихся осваивающих основную образовательную программу во всех формах обучения, а также обучающихся, осваивающих образовательные программы по индивидуальным учебным планам, и регулируется «Положением о системе текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ореховская средняя общеобразовательная школа Первомайского района» от 29.10.2013 г. № 82/3. Промежуточная аттестация проводиться в следующих формах: контрольная работа, тест, контрольное списывание, диктант с грамматическим заданием. Промежуточная аттестация проводится в 5- 9 классах по окончании учебного года. Сроки промежуточной аттестации указываются в календарном учебном графике и учитываются при составлении расписания (п. 19.10.1 ФГОС НОО). Формы промежуточной аттестации отражаются в учебном плане основной образовательной программы МБОУ Ореховской СОШ. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти. Обучающиеся с ОВЗ имеют право на особые формы проведения промежуточной аттестации (п. 2.9.9 ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ). Возможность использования особых форм промежуточной аттестации следует также из требования гибкой смены образовательного маршрута при получении основного общего образования обучающимися с ОВЗ. № Учебные предметы (форма п/п промежуточной аттестации) 5 класс 1 Русский язык (контрольная работа, контрольное списывание для учащихся ОВЗ) 2 Литература (контрольный тест) 3 Иностранный язык (немецкий) (контрольная работа) 4 Математика (контрольная работа, контрольный тест в форме ОГЭ) 5 Алгебра (контрольная работа) 6 класс 8 класс 9 класс + + + + + + + + + + + + + + + + + ---- ---- + ------ + + ---- ---- ------ + + ----- ---- ----- + + + + + ---- + + + + + + + + + + + + + + ------+ + + + + + --------+ + + + + + + ---+ + + + + + + + + ----+ + + + + + --------+ + + + + + + ---- 6 Геометрия (контрольная работа) 7 класс - 7 Вероятность и статистика (контрольная робота) 8 Информатика (контрольный тест) 9 История (контрольный тест) 10 Обществознание (контрольный тест) -11 География (контрольный тест) 12 Биология (контрольный тест) 13 Физика (контрольная работа) 14 Химия (контрольная работа) 15 Музыка (контрольный тест) 16 ИЗО (проверочная работа) 17 Технология (защита проекта) 18 Физическая культура (контрольное тестирование) 19 ОБЖ (контрольный тест) Информатика вводится с 5 класса, как курс «Основы программирования», через школьный компонент 1 час и в 6 классе через внеурочную деятельность «Основы программирования» 1 час. Учебный предмет «Обществознание» в соответствии с ФГОС ООО изучается с 6 по 9 классы и является интегрированным, построенным по модульному принципу. Учебный предмет «География» изучается с 5 класса в соответствии с ФГОС ООО. Учебный предмет «Биология» изучается с 5 класса в соответствии с ФГОС ООО. На изучение биологии в 5-7 классах отводится 1 час из ФК и по 1 часу из школьного компонента. Как модули «Основы экологии» - 5 класс, «Экология растений» – 6 класс, «Экология животных» - 7 класс Учебный предмет «Искусство» изучается в 5-8 классе, представлен предметом музыка и ИЗО. Предмет ИЗО реализуется через формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, графической культуры учащихся. Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу и изучается в 5-9 классах. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается 1 час в неделю в 8 - 9 классах. Введение учебного предмета ОБЖ обусловлено климатическими особенностями, а также размещением на территории Томской области опасных производственных объектов. Часть традиционного содержания предмета, связанная с правовыми аспектами военной службы, перенесена в учебный предмет «Обществознание». Предметная область «Физическая культура» в 5-9 классах составляет 2 часа в неделю и +1 час за счет посещения школьного спортивного клуба «Олимп». В соответствии с Федеральным учебным планом увеличено количество часов на учебный предмет «История» в 9 классе ( обосновано введением модуля «Новейшая история». Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) вводится в 5-6 классе в соответствии с обновленным ФГОС в обязательную часть учебного плана в объеме 1 ч., и является логическим продолжением ОРКСЭ начальной школы. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», обеспечивает знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Курс «Вероятность и статистика» вводится как отдельный предмет в 7-9 классе, в объеме 1 час в неделю. Все предметы федерального компонента ведутся в полном объёме. Часть, формируемая участниками образовательных отношений распределена следующим образом: Основы информатики 5 класс – 1 час; Основы экологии 5 класс – 1 час; Экология растений 6 класс – 1 час; Экология животных 7 класс – 1 час; В мире литературы 7 класс – 1 час; Пишем изложение 8 класс – 1 час; В мире литературы 8 класс – 1 час; «Избраные вопросы математики 9 кл – 0,5 часов Модуль «Новейшая история» в чебном предмете «История 9 класс – 0,5 часов. В целях оптимизации и подушевого финансирования работа в классах среднего звена построена на частично разновозрастной модели. Совмещаются следующие предметы: Немецкий язык 6 – 7 классы (2 час); Немецкий язык 8-9 классы (2 час); Музыка 5-6 классы (до 1 час); Музыка 7-8 классы (до 1 часа) ИЗО 5 – 6 классы (до 1 часа); Технология 5 - 6 классы (2часа); Физическая культура 5- 6,7классы – (2 часа); Физическая культура 8-9 классы – (2 часа). Предмет физическая культура в 5-9 классах реализуется в объеме 2 часа + 1 час за счет посещения обучающимися школьного спортивного клуба «Олимп» Всего совмещенных уроков – 13 часов Учебный план основного общего образования (недельный) (5-9 классы) Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю 5 класс ( 3 чел.) 6 класс (4 чел.) 7 класс (4 чел) Русский язык 5 6 4 Литература 3 3 2 8 класс (4 чел) 9 класс (4 чел) Всего 19 чел 3 3 21 2 3 13 классы Обязательная часть Русский язык и литература Родная литература Иностранные языки Иностранный язык (немецкий язык) 1 1 1 1 2 Математика и информатика Общественнонаучные предметы Математика 5 13 (11) 2 5 10 Алгебра 3 3 3 9 Геометрия 2 2 2 6 Вероятность и статистика 1 1 1 Информатика 1 1 1 3 2 2 2 2,5 10,5 1 1 1 1 4 1 2 2 2 8 2 2 3 7 2 2 4 2 2 7 История 2 Обществознание География 1 Естественнонаучные Физика предметы Химия Биология 1 1 Основы духовнонравственной культуры народов России Основы духовнонравственной культуры народов России 1 Искусство Изобразительное искусство 1 Музыка 1 Технология 2 Технология 3 Физическая культура Физическая и основы культура безопасности 1 3 2 (1) 1 3 (2) 1 2 4 (2) 1 2 1 8 (4) 2 Основы безопасности жизнедеятельности 8 (6) 1 1 2 Итого 27 29 30 31 32 149 (133,5) Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование курсов: 2 1 2 2 1 7,5 Основы программирования 1 1 Основы экологии 1 1 Экология растений 1 1 Экология животных 1 1 В мире литературы 1 1 За страницами учебника литературы 1 1 Пишем изложения 1 1 Избранные вопросы математики 0.5 Итого: 0,5 7,5 Учебные недели 34 34 34 34 34 34 Всего часов 986 1020 1088 1122 1122 5338 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной неделе) в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами 29 30 32 33 33 157 К оплате 141 *Родной язык из числа языков народов Российской Федерации и родная литература родителями не выбраны. В связи с отсутствием педагогических кадров, второй иностранный язык родителями не выбран. По заключениям ТПМПК обучающихся 5-9 классов, рекомендовано одному учащемуся 5 класса по АОП ООО ЗПР, 7.2; одной учащейся 6 класса обучение по АОП ООО ЗПР 7.2; одному учащемуся 7 класса обучение по АОП ООО УО (ИН) В-1 и одной учащейся по АОП ООО ЗПР 7.2; одному учащемуся 8 класса, обучение по АОП ООО УО (ИН) В-1. Для детей с ОВЗ разработаны индивидуальные планы на базе основных общеобразовательных программ с учетом характера течения заболевания, особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально – волевой сферы. Обеспечен щадящий режим проведения занятий с продолжительностью уроков по 40 минут. Созданы условия для адаптации и социализации учащихся, формирования у них коммуникативных навыков. Учебный план МБОУ Ореховской СОШ, реализующей адаптированную общеобразовательную программу основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью в 5-9 общеобразовательных классах, сформирован на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Для обучающихся установлена пятидневная учебная неделя. Максимально допустимое количество часов аудиторной нагрузки обязательной части учебного плана соответствует требованиями СанПиН 2.4.2.3286-15. Психо – коррекционные занятия проводит педагог – психолог, коррекционные занятия (логопедия, ритмика) реализуются через внеурочную деятельность. В целях сохранения единого образовательного пространства для обучающихся общеобразовательных классов с программой С(К)ОУ осуществляется интеграция таких детей в образовательную среду школы через компонент образовательной организации и внеурочную деятельность. Учебный план основного общего образования (недельный) (5-9 классы) ЗПР В.7.2 Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю 5 класс ( 1 чел.) 6 класс (1 чел.) 7 класс (1 чел) Русский язык 5 6 4 Литература 3 3 2 8 класс (0 чел) 9 класс (0 чел) Всего 3 3 3 15 2 3 8 классы Обязательная часть Русский язык и литература Родная литература Иностранные языки Иностранный язык 1 1 1 1 1 9(6) 2 2 Математика и информатика Общественнонаучные предметы Математика 5 Алгебра 3 3 3 3 Геометрия 2 2 2 2 Вероятность и статистика 1 1 1 Информатика 1 1 1 1 2 2 2 2,5 6 1 1 1 1 2 1 2 2 2 4 2 2 3 2 2 2 4 2 2 3 История 2 Обществознание География 1 Естественнонаучные Физика предметы Химия Биология 1 1 Основы духовнонравственной культуры народов России Основы духовнонравственной культуры народов России 1 Искусство Изобразительное искусство 1 Музыка 1 Технология 2 Технология 10 5 Физическая культура Физическая и основы культура безопасности 1 1 2(1) 3(2) 1 3(2) 1 2 1 1 6(4) 6(4) 2 2 Основы безопасности жизнедеятельности 1 1 2 Итого 27 29 30 31 32 86 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 2 1 2 2 1 5 Основы программирования 1 1 Основы экологии 1 1 Экология растений 1 1 Экология животных 1 1 В мире литературы 1 1 За страницами учебника литературы 1 Пишем изложение Избранные вопросы математики 1 1 1 0.5 0,5 Итого: 5,5 Учебные недели 34 34 34 34 34 34 Всего часов 986 1020 1088 1122 1122 5338 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной неделе) в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами 29 30 32 33 33 91 К оплате Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) Психо-коррекционные занятия Логопедия Ритмика Внеурочная деятельность 87 3 3 1 1 1 1 1 1 5.5 1 0.5 4 Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) V-IX классы Предметные области Классы Количество часов в неделю Учебные предметы 5 класс (0чел.) 6 класс (0чел.) 7 класс (1чел.) 8 класс (1чел.) 9 класс (0чел.) Всег о 2 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 16 16 4 4 2 1 2 2 2 1 3 1 2 2 2 3 1 2 2 2 3 1 2 2 2 10 2 2 4 6 2 4 4 2 - 2 - 2 - 2 - 0 1 3 3 3 3 3 0 9 6 27 2 6 28 2 7 30 2 8 31 2 8 31 2 4 89 6 33 95 Обязательная часть 1.Язык и 1.1.Русский язык речевая 1.2.Чтение практика (Литературное чтение) 2.Математика 2.1.Математика 2.2. Информатика 3.Естествознан 3.1.Природоведение ие 3.2.Биология 3.3. География 4.Человек и 4.1. Мир истории общество 4.2. Основы социальной жизни 4.3. История отечества 5. Искусство 5.1. Изобразительное искусство 5.2. Музыка 6.Физическая 6.1. Физическая культура культура 7.Технологии 7.1. Профильный труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык Музыка Изобразительное искусство Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) Психо-коррекционные занятия Логопедия Ритмика Внеурочная деятельность: Всего к финансированию 29 1 1 32 30 3 1 1 33 3 3 3.5 3.5 3 30 6 СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Учебный план разработан на основе обновленного государственного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденного приказом Минпросвещения от 12.08.2023г № 732; Федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Министерством просвещения от 23.11.2022 года № 1014. Федерального учебного плана. Нормативный срок освоения образовательной программы согласно Уставу составляет 2 года. Продолжительность урока – 45 минут. Для 10 - 11 классов – 6-дневная учебная неделя. Учебный план решает задачу оптимального использования учебного времени с учетом возрастных особенностей, потребностей и интересов обучающихся. Общеобразовательная программа среднего общего образования реализуются в режиме шестидневной учебной недели. Занятия проводятся в одну смену. Учебный план для старшей ступени общего образования разработан в соответствии с Концепцией профильного обучения. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Учебный план ФГОС СОО включает две части: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана обеспечивает достижение целей среднего общего образования и реализуется через обязательные учебные предметы в соответствии с профилем обучения (п. 18.3.1 ФГОС среднего общего образования). Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через дополнительные учебные предметы и курсы по выбору и обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. В основу учебного плана старшей ступени заложен принцип индивидуализации образования, учебный план построен на модульном уровне в связи с небольшим количеством обучающихся. В основу определения модуля обучения положено изучения потребностей обучающихся, их родителей, качества знаний на средней ступени обучения. Эта модель предполагает стандартизацию двух уровней преподавания основных учебных предметов: базисного и углубленного, и включение в компонент образовательного учреждения элективных курсов, которые учащийся выбирает в соответствии с индивидуальными целями обучения. Обязательная часть учебного плана содержит общие для включения во все модули учебные предметы, которые изучаются на базовом уровне:, «Иностранный язык», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности и жизнедеятельности», «Астрономия», «Литература». «Физика», «Химия», «Алгебра и начало математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика», «Информатика», «Русский язык» и два предмета, которые изучаются на углубленном уровне: « География» и «Биология» Учебным планом среднего общего образования предусмотрено распределение часов части, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с диагностикой, проводимой администрацией школы и выбором профиля обучения. Элективные курсы являются обязательными для всех обучающихся. В учебном плане предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта. Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых предметов, курсов в любом избранной области деятельности: познавательной практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимися в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом. Формы промежуточной аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация учащихся 10 -11 классов проводится ежегодно в мае. В ходе промежуточной аттестации устанавливается соответствие полученных результатов обучения образовательным целям. Содержанием промежуточной аттестации являются стандартизированные контрольные работы по предметам учебного плана. Решение о переводе обучающегося в следующий класс выносится на основе успешного выполнения учащимся промежуточной аттестации. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти. В целях оптимизации и подушевого финансирования работа в классах среднего звена построена на частично разновозрастной модели. Совмещаются следующие предметы: Алгебра и начало математического анализа 10 кл. и алгебра 9 кл 2 часа Геометрия 9 кл и 10 кл – 1 час Вероятность и статистика 9- 10 кл. – 1 час Информатика 9-10 кл. – 1 час Химия 9-10 кл – 1 час Биология 9-10 кл – 2 часа История 9-10 кл – 1 час Обществознание 9-10 кл – 1 час География 9-10 кл – 2 часа Физическая культура – 8-10 кл – 2 часа Литература 9-10 кл. – 3 часа Физика – 9-10 кл – 2 часа Немецкий язык 9-10 кл – 2 часа Всего совмещённых уроков - 16 Учебный план среднего общего образования (недельный) (10 -11 классы) Профиль универсальный Предметная область Учебный предмет Количество часов в неделю К оплате 10 11 2 2 2 Литература 3*** 3 0 Иностранные языки Иностранный язык 3** 3 1 Математика и информатика Алгебра 2** 3 0 Геометрия 2** 1 1 Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык Вероятность и статистика 1* 1 0 Информатика 1* 1 0 История 2* 2 1 Обществознание 2* 2 1 География П (У) 3** 3 1 Физика 2** 2 0 Химия 1* 1 0 Биология П (У) 3** 3 1 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура 3** 3 1 Основы безопасности жизнедеятельности 1 1 1 ----- Индивидуальный проект 1 0 1 32 31 Общественно-научные предметы Естественно-научные предметы Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса Пишем сочинение и изложение 1 2 1 Финансовая грамотность 1 1 1 Первая помощь. основы преподавания первой помощи, основы ухода за больным 1 1 1 Информационные технологии 1 1 1 Россия - моя история 1 1 1 Итого 5 6 ИТОГО недельная нагрузка 37 37 Количество учебных недель 34 34 1258 1258 Всего часов в год Итого к оплате: Примечание - *один совмещенный час ** два совмещенных часа *** три совмещенных часа 16