Реализация государственной политики в сфере образования Томской области при переходе на обновленные ФГОС: муниципальный уровень Замятина Оксана Михайловна, ректор ТОИПКРО ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100 с изменениями (приказ Министерства просвещения от 18.07.2022 г. № 286 ) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101 с изменениями (приказ Министерства просвещения от 31 мая 2021 г. N 287) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034) 2 МОДЕЛЬ ВВЕДЕНИЯ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС в Томской области Класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 2022/2023 уч. год 2023/2024 уч. год 2024/2025 уч. год Обязательное введение ФГОС Введение ФГОС по мере готовности • обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования, соответствующего требованиям социально-экономического развития страны, современным потребностям общества и каждого гражданина; • сохранение единого образовательного пространства при вариативности программ; • обеспечение преемственности образовательных программ всех уровней общего образования 3 ОСОБЕННОСТИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС ГАРАНТИЯ РАВЕНСТВА РЕСУРСОВ, УСЛОВИЙ, ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ Единые подходы к формированию содержания образования и воспитания Единые стандарты образовательного пространства страны Единая система мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций, органов управления образованием ФГОС: СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 1 Детализированы требования к результатам и условиям реализации основных образовательных программ. Обеспечение преемственности: НОО, ОО, СОО 2 Изменился максимальный объем аудиторной работы обучающихся (приведен в соответствие с СанПин) 3 Изменилось количество учебных предметов, изучаемых на углубленном уровне (минимум 2 предмета в СОО) 4 Детализирован воспитательный компонент в деятельности учителя и школы (модуль «Разговоры о важном») 5 Родной язык, Родная литература и Второй иностранный язык реализуются по заявлению родителей и наличию условий в школе 6 Модуль «Финансовая грамотность» включен в предметы учебного плана МОДЕЛЬ ВВЕДЕНИЯ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС: задачи органов управления образования Стрежевой Приведение в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами не позднее 1 сентября 2023 года 2 4 6 1 Александровский 2 2 3 Верхнекетский 2 Каргасокский Обеспечение готовности к введению обновленных ФГОС, выявление дефицитов и путей их устранения 5 5 Колпашевский 2 6 Парабельский 10 2 2 5 7 13 Первомайский 3 Тегульдетский Молчановский Обеспечение контроля обучения 100% учителей, приступающих с 1 сентября 2023 года к реализации обновленных ФГОС, по программам повышения квалификации Чаинский Кедровый 2 2 2 2 4 8 1 2 6 6 1 2 5 7 Шегарски й 6 1 2 2 6 22 6 Центров «Доброшкола» 3 Центра цифрового образования детей «IT-куб» 1 4 2 4 Зырянский 9 2 2 11 2 32 Северск Томск 228 цифровых лабораторий (ЦОСы) 1 10 8 Томски й 2 5 11 4 1 225 Центров «Новые места ДОД» Обеспечение контроля за качеством условий организации образовательного процесса в соответствие с требованиями обновленных ФГОС 7 7 Кривошеинский Бакчарский 2 109 Центров «Точка роста» 1 1 4 17 1 5 3 1 4 1 4 56 1 1 1 Детский технопарк «Кванториум» 1 Мобильный детский технопарк «Кванториум» 1 Центр развития современных компетенций ТГУ 4 отремонтированных спортзала 5 ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ФГОС СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1 2 3 • Обеспечение преемственности уровней начального общего, основного общего и среднего общего образования • Конкретизация предметных результатов Ч. 7 СТ. 12 • Приведение в соответствие с требованиями к организации образовательной деятельности, определенными действующими СанПин • Уточнение количества учебных занятий (за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2516 часов (не более 37 часов в неделю) • Определение списка учебных предметов, обязательных для изучения на базовом или углубленном уровне (родной язык, родная литература, второй иностранный язык – по заявлению обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся) Предметные области Учебные предметы Русский язык и литература Русский язык Литература Родной язык и родная литература Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Иностранные языки Математика и информатика Родная литература Иностранный язык Второй иностранный язык Предметные области Учебные предметы Общественно-научные предметы История Естественно-научные предметы Обществознание География Физика Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности Химия Биология Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности Математика Информатика Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034) 7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (за исключением образовательных программ дошкольного образования) и образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Ч. 6.1. СТ. 28 6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: 1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; 6 ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС: обязательные требования, установленные законодательством РФ в сфере образования в части обеспечения образовательного процесса учебниками и учебными пособиями 7 ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС: обязательные требования, установленные законодательством РФ в сфере образования в части обеспечения образовательного процесса учебниками и учебными пособиями Часть 4 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ используют: 1) учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; 2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые могут ДОПОЛНИТЕЛЬНО использоваться при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; 3) электронные образовательные ресурсы, входящие в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ МинПрос №653 от 02.08.2022, ФП ЭОР). ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС: обязательные требования, установленные законодательством РФ в сфере образования в части обеспечения образовательного процесса учебниками и учебными пособиями Пункт 36.1 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286) Организация должна предоставлять не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной форме, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, необходимого для освоения программы начального общего образования, на каждого обучающегося по учебным предметам: –русский язык, – математика, – окружающий мир, – литературное чтение, – иностранные языки, а также не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной и (или) электронной форме, необходимого для освоения программы начального общего образования, на каждого обучающегося по иным учебным предметам (дисциплинам, курсам), входящим как в обязательную часть учебного плана указанной программы, так и в часть, формируемую участниками образовательных отношений. ВАЖНО! ФГОС устанавливает только НОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ учебниками и учебными пособиями в расчете на ОДНОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС: обязательные требования, установленные законодательством РФ в сфере образования в части обеспечения образовательного процесса учебниками и учебными пособиями Пункт 37.3 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287) Организация должна предоставлять не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной форме, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих ГА образовательных программ НО, ОО, СОО, необходимого для освоения программы ООО, на каждого обучающегося по учебным предметам: – русский язык, – математика, – физика, – химия, – биология, – литература, – география, – история, – обществознание, – иностранные языки, – информатика, а также не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной и (или) электронной форме, необходимого для освоения программы ООО, на каждого обучающегося по иным учебным предметам (дисциплинам, курсам), входящим как в обязательную часть учебного плана указанной программы, так и в часть, формируемую участниками образовательных отношений. ВАЖНО! ФГОС устанавливает только НОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ учебниками и учебными пособиями в расчете на ОДНОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС: обязательные требования, установленные законодательством РФ в сфере образования в части обеспечения образовательного процесса учебниками и учебными пособиями Пункт 27 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413) • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 • «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» • Пункт 18.3.1 ФГОС СОО: Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, математика, иностранный язык, информатика, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. • Учебные планы в адаптированных основных образовательных программах могут предусматривать изучение всех учебных предметов на базовом уровне. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Мониторинг введения и реализации ФГОС (1 и 2 полугодие) Семинары-совещания по организационно-методическим вопросам перехода на обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО (в формате вебинаров+очно) Реализация дорожной карты 2022 год Педагогические десанты (очно) Консультации для общеобразовательных организаций «Переход на обновленный ФГОС» 17 вебинаров 14110 АвгустПРО: матрица педагогических изменений учителей-участников Гуманитарный естественнонаучный форумы Современное детство 17450 участников 2 304 мониторинга школы КПК по введению обновленных ФГОС на базе ТОИПКРО для педагогических и руководящих работников 20методрекомендаций КПК по введению обновленных ФГОС на базе Академии МинПрос для педагогических работников Методические рекомендации по формированию ООП НОО и ООО Апробация рабочих программ ТОИПКРО реализовано 71 КПК по ФГОС Обеспечение консультационной и методической поддержки педагогов по вопросам реализации ООП Организационнометодическая поддержка каждого учителя в условиях введения обновленных ФГОС Организация участия педагогов в региональных научно- практических конференциях, марафонах, семинарах по актуальным вопросам введения обновленных ФГОС и в других образовательных событиях Координация взаимодействия ОО, ОДО, учреждений культуры и спорта, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ в соответствии с обновленными ФГОС Своевременное оказание адресной помощи педагогическим работникам Обеспечение использования учителями методических пособий по учебным предметам Организация включения в педагогическую деятельность учителя федеральных онлайн конструкторов, электронных конспектов уроков по всем учебным предметам, соответствующих требованиям обновленных ФГОС Организация использования учителями- предметниками Федерального банка заданий по формированию функциональной грамотности Созданы площадки для обсуждения общих в педагогическом сообществе проблемных вопросов, возможность включения в процесс профессионального общения каждого учителя Кадровое обеспечение введения обновленных ФГОС СОО Март 2023 Организация обучения специалистов Муниципальных органов управления образованием Март – апрель 2023 Обеспечение повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций, разрабатывающих и реализующих основные образовательные программы по вопросам реализации обновленного ФГОС СОО Март – август 2023 Обеспечение повышения квалификации всех педагогических работников, участвующих в разработке и реализации основной образовательной программы среднего общего образования по вопросам реализации обновленного ФГОС СОО 1 МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС Примерные рабочие программы по учебным предметам Конструктор рабочих программ Интерактивные методические материалы для методической поддержки образовательных организаций Мониторинг готовности к введению обновленных ФГОС Внедрение системы мониторинга готовности образовательных организаций к введению обновленного ФГОС СОО Проведение индивидуальных контрольных собеседований по готовности образовательных организаций к введению обновленного ФГОС СОО Организация контрольных экспертных выездов в образовательных организаций на основе рискориентированной модели с целью снижения рисков при переходе к реализации обновленных ФГОС Информационное обеспечение введения обновленных ФГОС Информирование общественности о переходе на обучение по обновленным ФГОС и ФООП Информирование участников образовательных отношений о нормативно-правовом, программном, кадровом, материальнотехническом и финансовом обеспечении перехода на обучение по обновленные ФГОС Информирование общественности через средства массовой информации о подготовке и успешных практиках реализации обновленных ФГОС в общеобразовательных организациях Томской области 1 МОДЕЛЬ ВВЕДЕНИЯ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС: чек-лист Организовать работу организационных мероприятий Актуализировать управленческую обновленных ФГОС организационномодель введения Разработать и утвердить план-график мероприятий по введению обновленных ФГОС Организовать обучение и подготовку управленческих и педагогических команд Обеспечить информирование общественности о ходе и значимости введения обновленных ФГОС и ФООП методических служб, учебно-методических объединений и ассоциаций учителей-предметников Организовать и проконтролировать обновление учебно-методической документации в образовательных организациях Обеспечить мониторинг использования учебников, вошедших в федеральный перечень учебников Осуществить систематический мониторинг введения обновленных ФГОС 17 Реализация государственной политики в сфере образования Томской области при переходе на обновленные ФГОС: муниципальный уровень Замятина Оксана Михайловна, ректор ТОИПКРО