ФГОС СОО Замятина

Реализация государственной политики
в сфере образования Томской области при переходе на
обновленные ФГОС: муниципальный уровень

Замятина Оксана Михайловна, ректор ТОИПКРО

ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»

(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100 с изменениями (приказ Министерства просвещения от 18.07.2022 г. №
286 )

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»
(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101 с изменениями (приказ Министерства просвещения
от 31 мая 2021 г. N 287)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022
№ 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования»
(Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034)

2

МОДЕЛЬ ВВЕДЕНИЯ ОБНОВЛЕННЫХ
ФГОС в Томской области
Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2022/2023
уч. год
2023/2024
уч. год
2024/2025
уч. год
Обязательное введение ФГОС
Введение ФГОС по мере готовности

• обеспечение
государственных
гарантий
доступности
качественного образования, соответствующего требованиям
социально-экономического развития страны, современным
потребностям общества и каждого гражданина;
• сохранение единого образовательного пространства при
вариативности программ;
• обеспечение преемственности образовательных программ всех
уровней общего образования

3

ОСОБЕННОСТИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС
ГАРАНТИЯ РАВЕНСТВА РЕСУРСОВ,
УСЛОВИЙ, ВОЗМОЖНОСТЕЙ И
ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ

Единые подходы
к формированию
содержания
образования и
воспитания

Единые стандарты
образовательного
пространства страны

Единая система
мониторинга
эффективности
деятельности
образовательных
организаций, органов
управления
образованием

ФГОС: СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1 Детализированы требования к результатам и
условиям реализации основных образовательных
программ. Обеспечение преемственности: НОО,
ОО, СОО

2 Изменился максимальный объем аудиторной
работы обучающихся (приведен в соответствие с
СанПин)
3 Изменилось количество учебных предметов,
изучаемых на углубленном уровне (минимум 2
предмета в СОО)
4 Детализирован воспитательный компонент в
деятельности учителя и школы
(модуль «Разговоры о важном»)
5

Родной язык, Родная литература и Второй
иностранный язык реализуются по заявлению
родителей и наличию условий в школе
6

Модуль «Финансовая грамотность» включен в
предметы учебного плана

МОДЕЛЬ ВВЕДЕНИЯ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС: задачи органов
управления образования
Стрежевой

Приведение
в
соответствие
с
федеральными
основными
общеобразовательными программами не
позднее 1 сентября 2023 года

2

4

6

1

Александровский

2

2

3

Верхнекетский

2

Каргасокский

Обеспечение готовности к введению
обновленных ФГОС, выявление дефицитов
и путей их устранения

5

5

Колпашевский
2

6

Парабельский

10

2
2

5

7

13

Первомайский

3

Тегульдетский

Молчановский

Обеспечение контроля обучения 100%
учителей, приступающих с 1 сентября 2023
года к реализации обновленных ФГОС, по
программам повышения квалификации

Чаинский

Кедровый

2
2

2

2

4

8

1

2

6

6

1

2

5

7

Шегарски
й

6
1

2

2

6

22

6 Центров «Доброшкола»

3 Центра цифрового образования детей «IT-куб»

1

4

2

4

Зырянский
9
2
2

11

2

32

Северск
Томск

228 цифровых лабораторий (ЦОСы)

1

10

8

Томски
й
2

5 11

4 1

225 Центров «Новые места ДОД»

Обеспечение контроля за качеством условий
организации образовательного процесса в
соответствие с требованиями обновленных
ФГОС

7

7

Кривошеинский

Бакчарский

2

109 Центров «Точка роста»

1

1

4

17

1

5

3

1

4

1

4

56

1

1

1 Детский технопарк «Кванториум»
1 Мобильный детский технопарк «Кванториум»
1 Центр развития современных компетенций ТГУ
4 отремонтированных спортзала

5

ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
ФГОС СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1

2

3

• Обеспечение преемственности уровней начального общего, основного общего и среднего общего образования
• Конкретизация предметных результатов

Ч. 7 СТ. 12
• Приведение в соответствие с требованиями к организации образовательной деятельности, определенными
действующими СанПин
• Уточнение количества учебных занятий (за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2516
часов (не более 37 часов в неделю)
• Определение списка учебных предметов, обязательных для изучения на базовом или углубленном уровне
(родной язык, родная литература, второй иностранный язык – по заявлению обучающихся, родителей
несовершеннолетних обучающихся)

Предметные области

Учебные предметы

Русский язык и литература

Русский язык
Литература
Родной язык и родная литература
Родной язык и (или)
государственный язык республики
Российской Федерации

Иностранные языки
Математика и информатика

Родная литература
Иностранный язык
Второй иностранный язык

Предметные области

Учебные предметы

Общественно-научные предметы

История

Естественно-научные предметы

Обществознание
География
Физика

Физическая культура, экология и
основы безопасности
жизнедеятельности

Химия
Биология
Физическая культура
Основы безопасности жизнедеятельности

Математика
Информатика

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034)

7. Организации, осуществляющие образовательную
деятельность
по
имеющим
государственную
аккредитацию основным общеобразовательным
программам
(за
исключением
образовательных
программ
дошкольного
образования)
и
образовательным
программам
среднего
профессионального образования, разрабатывают
образовательные
программы
в
соответствии
с
федеральными
государственными
образовательными стандартами и с учетом
соответствующих
примерных
основных
образовательных программ.

Ч. 6.1. СТ. 28
6.
Образовательная
организация
обязана
осуществлять
свою
деятельность
в
соответствии
с
законодательством
об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме
образовательных программ, соответствие качества
подготовки
обучающихся
установленным
требованиям, соответствие применяемых форм,
средств,
методов
обучения
и
воспитания
возрастным,
психофизическим
особенностям,
склонностям,
способностям,
интересам
и
потребностям обучающихся;

6

ОБНОВЛЕННЫЕ
ФГОС:
обязательные
требования, установленные законодательством
РФ в сфере образования в части обеспечения
образовательного процесса учебниками и
учебными пособиями

7

ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС: обязательные требования, установленные
законодательством РФ в сфере образования в части обеспечения
образовательного процесса учебниками и учебными пособиями
Часть 4 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»:
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным
программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных
образовательных программ используют:
1) учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия из числа входящих в федеральный перечень учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных
пособий, которые могут ДОПОЛНИТЕЛЬНО использоваться при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
3) электронные образовательные ресурсы, входящие в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ МинПрос №653 от 02.08.2022, ФП ЭОР).

ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС: обязательные требования, установленные
законодательством РФ в сфере образования в части обеспечения
образовательного процесса учебниками и учебными пособиями
Пункт 36.1 федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286)
Организация должна предоставлять не менее одного учебника и (или) учебного пособия в
печатной форме, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, необходимого для освоения
программы начального общего образования, на каждого обучающегося по учебным
предметам:
–русский язык,
– математика,
– окружающий мир,
– литературное чтение,
– иностранные языки,
а также не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной и (или) электронной
форме, необходимого для освоения программы начального общего образования, на каждого
обучающегося по иным учебным предметам (дисциплинам, курсам), входящим как в
обязательную часть учебного плана указанной программы, так и в часть, формируемую
участниками образовательных отношений.

ВАЖНО!
ФГОС устанавливает
только НОРМЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
учебниками и
учебными пособиями в
расчете на
ОДНОГО
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС: обязательные требования, установленные
законодательством РФ в сфере образования в части обеспечения
образовательного процесса учебниками и учебными пособиями
Пункт 37.3 федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287)
Организация должна предоставлять не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной
форме, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск
учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих ГА
образовательных программ НО, ОО, СОО, необходимого для освоения программы ООО, на каждого
обучающегося по учебным предметам:
– русский язык,
– математика,
– физика,
– химия,
– биология,
– литература,
– география,
– история,
– обществознание,
– иностранные языки,
– информатика,

а также не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной и (или) электронной форме,
необходимого для освоения программы ООО, на каждого обучающегося по иным учебным
предметам (дисциплинам, курсам), входящим как в обязательную часть учебного плана указанной
программы, так и в часть, формируемую участниками образовательных отношений.

ВАЖНО!
ФГОС устанавливает
только НОРМЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
учебниками и
учебными пособиями в
расчете на
ОДНОГО
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС: обязательные требования, установленные
законодательством РФ в сфере образования в части обеспечения
образовательного процесса учебниками и учебными пособиями
Пункт 27 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413)
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732
• «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. № 413»
• Пункт 18.3.1 ФГОС СОО: Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны
содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, математика, иностранный язык,
информатика, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физическая культура,
основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на
углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней
предметной области.
• Учебные планы в адаптированных основных образовательных программах могут предусматривать изучение
всех учебных предметов на базовом уровне.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ И
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Мониторинг введения и
реализации ФГОС
(1 и 2 полугодие)

Семинары-совещания по
организационно-методическим
вопросам перехода на обновленные
ФГОС НОО и ФГОС ООО (в формате
вебинаров+очно)

Реализация
дорожной карты
2022 год

Педагогические десанты (очно)

Консультации для
общеобразовательных организаций
«Переход на обновленный ФГОС»

17 вебинаров

14110

АвгустПРО: матрица
педагогических изменений

учителей-участников

Гуманитарный
естественнонаучный форумы

Современное детство

17450
участников

2
304

мониторинга
школы

КПК по введению обновленных
ФГОС на базе ТОИПКРО для
педагогических и руководящих
работников

20методрекомендаций

КПК по введению обновленных
ФГОС на базе Академии МинПрос
для педагогических работников

Методические рекомендации по
формированию ООП НОО и ООО
Апробация рабочих программ

ТОИПКРО реализовано

71

КПК по ФГОС

Обеспечение консультационной и методической поддержки
педагогов по вопросам реализации ООП
Организационнометодическая
поддержка каждого
учителя в условиях
введения
обновленных ФГОС

Организация участия педагогов в региональных научно- практических
конференциях, марафонах, семинарах по актуальным вопросам введения
обновленных ФГОС и в других образовательных событиях
Координация взаимодействия ОО, ОДО, учреждений культуры и спорта,
обеспечивающих реализацию основных образовательных программ в
соответствии с обновленными ФГОС

Своевременное
оказание
адресной помощи
педагогическим
работникам

Обеспечение использования учителями методических пособий по
учебным предметам
Организация включения в педагогическую деятельность учителя
федеральных онлайн конструкторов, электронных конспектов уроков по всем
учебным предметам, соответствующих требованиям обновленных ФГОС

Организация использования учителями- предметниками Федерального
банка заданий по формированию функциональной грамотности

Созданы площадки для
обсуждения общих в
педагогическом
сообществе проблемных
вопросов, возможность
включения в процесс
профессионального
общения каждого
учителя

Кадровое обеспечение
введения обновленных ФГОС СОО
Март 2023
Организация обучения специалистов Муниципальных органов управления образованием
Март – апрель 2023
Обеспечение повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций,
разрабатывающих и реализующих основные образовательные программы по вопросам реализации
обновленного ФГОС СОО
Март – август 2023
Обеспечение повышения квалификации всех педагогических
работников, участвующих в разработке и реализации основной образовательной программы среднего
общего образования по вопросам реализации обновленного ФГОС СОО
1

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ВВЕДЕНИЯ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС

Примерные рабочие
программы
по учебным
предметам
Конструктор рабочих
программ
Интерактивные
методические
материалы для
методической
поддержки
образовательных
организаций

Мониторинг готовности к введению
обновленных ФГОС

Внедрение системы мониторинга готовности
образовательных организаций к введению обновленного
ФГОС СОО
Проведение индивидуальных контрольных собеседований
по готовности образовательных организаций к введению
обновленного ФГОС СОО
Организация контрольных экспертных выездов в
образовательных организаций на основе рискориентированной модели с целью снижения рисков при
переходе к реализации обновленных ФГОС

Информационное обеспечение
введения обновленных ФГОС
Информирование общественности о переходе на
обучение по обновленным ФГОС и ФООП

Информирование участников образовательных
отношений о нормативно-правовом,
программном, кадровом, материальнотехническом и финансовом
обеспечении перехода на обучение по
обновленные ФГОС
Информирование общественности через средства
массовой информации о подготовке и успешных
практиках реализации обновленных ФГОС в
общеобразовательных организациях Томской
области

1

МОДЕЛЬ ВВЕДЕНИЯ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС: чек-лист
Организовать работу
организационных мероприятий
Актуализировать
управленческую
обновленных ФГОС

организационномодель
введения

Разработать
и утвердить план-график
мероприятий по введению обновленных
ФГОС
Организовать обучение и подготовку
управленческих и педагогических команд

Обеспечить
информирование
общественности о ходе и значимости
введения обновленных ФГОС и ФООП

методических
служб,
учебно-методических
объединений
и
ассоциаций
учителей-предметников

Организовать и проконтролировать
обновление учебно-методической
документации в образовательных
организациях
Обеспечить
мониторинг
использования
учебников,
вошедших в федеральный перечень
учебников
Осуществить
систематический
мониторинг введения обновленных
ФГОС
17

Реализация государственной политики
в сфере образования Томской области при переходе на
обновленные ФГОС: муниципальный уровень

Замятина Оксана Михайловна, ректор ТОИПКРО


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».